группа №1 Подсолнушки ДС Тополек г.Волгодонска Ростовской обл.
Нравственная беседа "Эти добрые словечки"Этические беседы о вежливости Чего не знал воробышек (5 лет) Цель: напоминание детям правил вежливого обращения - У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, - начинает беседу воспитатель. - Один из них мы сейчас узнаем. Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? - удивился воробышек. - Я все знаю». -Какого прав ила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.) Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте». Вежливая просьба (5-6 лет) Цель: оказание помощи детям в осознании значения вежливых слов Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком). Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми. - Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.) - Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным? - Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа). Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке. В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу. Фея учит вежливости (5-6 лет) Цель: напоминание детям правил вежливого обращения - Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. И по целым дням Ей мама Про него Твердит упрямо: - Почему Такой пустяк Не запомнишь Ты никак? Но молчит она как рыба Вместо каждого... (спасибо). - Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем? - Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости. Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость». - Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные...) - Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем. В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе. Еще один секрет вежливости (6-7 лет) Цель: формирование умения у детей спокойно общаться с окружающими В ходе этой беседы педагог напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном. - Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.) - А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».) Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети! Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо? Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал? Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать. Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло! Буратино. Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина? Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: - Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.) - Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.) - Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити: Встретил Витю я, соседа, - Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! - Что Витя должен был сказать соседу? Но - представьте - зря от Вити Ждал я слова... (извините). - Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.) - А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме. Мама сильно рассердилась, Без меня пошла в кино. Жалко мне, что так случилось, Но не плачу все равно. Я за шалости наказан, Справедливо, может быть, Только я прощенья сразу Не решился попросить. А теперь сказал бы маме: «Ну, прости в последний раз!» Я не плачу, слезы сами, Сами катятся из глаз. - Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.) - О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.) - Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Воспитанность и вежливость (6-7 лет) Цель: формирование умения у детей проявлять вежливое обращение к окружающим Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»: - Воспитание, что это? - спросила мартышка. - Это много чего, - сказала бабушка. - В двух словах не скажешь. Ну, вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь? - Спелый банан? - уточнила мартышка. - Очень спелый, - кивнула бабушка. - Съем! - сказала мартышка. Бабушка неодобрительно покачала головой. - Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. - А потом съем! - Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! - сказала бабушка. - Но вежливость - это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу! - А вдруг он его возьмет?! - испугалась мартышка. Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ. - Нет! Воспитанной быть не интересно! - сказала мартышка. - А ты попробуй! - Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: - Попробуй! - Что пробовать? - спросила мартышка. - Банан? Или быть воспитанной? Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид. - Большое спасибо! - сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. - Ты ведь не очень любишь бананы? - спросила она слоненка. - Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда? - Нет, почему же? - возразил слоненок. - Я их довольно сильно люблю. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению: - Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.) - Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки? - Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»? - Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка. - Да? - сказала мартышка упавшим голосом. - Ну, тогда - на! И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. - Бери! Это тебе! - сказал слоненок. Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву. - Удав, - сказал попугай. - Прими от меня этот прекрасный банан! - Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! - сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. - Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! - Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.) В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке. Этические беседы о дружбе Вместе тесно, а врозь скучно (5-6 лет) Цель: оказание помощи детям в узнавании способов примирения и избегания ненужных ссор Воспитатель читает детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки»: Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Я пойду и помирюсь. Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» - Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения «Кто кого» В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.) - В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле? - За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по- дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.) - Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился - особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.) - Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»? - Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться. - Расскажите, как вы помирились с другом.
Глупые ссорятся, а умные договариваются (5-6 лет) Цель: оказание помощи детям в осознании, что ссоры могут привести к беде Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»): Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет. - Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». - Как мальчики могли решить свой спор? - Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) - Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. - А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. - Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу? Каждая ссора красна примирением (5-6 лет) Цель: напоминание детям слов, которые помогают людям помириться - Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться. - Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение). - Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения? Воспитатель напоминает детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки», а затем предлагает послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет». На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть». - Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим. - За что тысячесвет рассердился на ручеёк? - Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок.) - А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.) - За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды? - Когда и почему цветок вспомнил о ручейке? - Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга? - Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали? Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели. Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1.Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2.Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе). Затем просит детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям. В заключение воспитатель подводит итог: - Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссор красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»): Два котенка разругались, Раздружились, отвернулись, Но украдкой обернулись... И во всю Расхохотались. Урок дружбы (5-6 лет) Цель: формирование понятия у детей, что с друзьями надо делиться Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел, ты и клюй! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверное, прав, — ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. - Почему Чику стало стыдно? - Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.) - А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.) - Почему рассказ называется «Урок дружбы»? - Нарисуйте Чика и Чирика. Не будь жадным (5-6 лет) Цель: воспитание у детей отрицательного отношения к жадности Воспитатель рассказывает детям: Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька. - Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, - со вздохом сказал Саша. - Как жаль, - сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, - что у тебя нет мандарина. - По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша? (Жадный.) - Как вы думаете, понимает ли Миша, что поступает неправильно? - Придумайте название этой истории. - Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться. Нарисуйте иллюстрацию к этой истории. Кто кого обидел? (6-7 лет) Цель: воспитание отрицательного отношения к мстительности Воспитатель читает рассказ И. Бутмана «Снежки». Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, и Таня все время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире. После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. «До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что украла мои снежки, так еще и налила в карман воды». - Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню.) - Как Рома решил отомстить Тане? - Прав ли был Рома? - Можно ли сказать, что Рома хороший друг? - Почему нам хочется посмеяться над Ромой? Я самый главный (6-7 лет) Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть вместе Воспитатель читает детям рассказ С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения». У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике. А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями. - А мне нужно положить еще кусок пирога, - громко заявил Вовка и уверенно объяснил: - Потому что у меня день рождения и я сегодня самый главный. Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки. - Не трогайте руками, - суетился Вовка, - вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно - ведь у меня сегодня праздник. И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками. Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал: - Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно. Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения. Воспитатель предлагает несколько концовок этого произведения и просит детей выбрать подходящую: 1) дети пошли во двор, а Вовка остался дома и проскучал весь вечер; 2) дети стали петь, танцевать, играть, и Вовка был рад, что все так хорошо закончилось. - Почему Костик предложил пойти играть во двор? - Как не должны поступать друзья? (Друзья не должны требовать, чтобы к ним проявляли особое внимание. Нельзя запрещать трогать игрушки; предлагать, как Костя, всем уйти с праздника в знак обиды.) Обиженные друзья (6-7 лет) Цель: формирование осознанности у детей, что общение с друзьями приносит радость Используя стихотворение А. Барто, педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью. Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой». Несли мы облако с собой, Букет сирени голубой. Мы срезали для Наденьки Сирень в пришкольном садике. Взглянула Надя на сирень: - Какой красивый сорт! Но он завянет через день, Купили б лучше торт! От торта польза есть — Его же можно съесть! Я торт люблю с орехами... За тортом бы поехали! Ну, Наденька, ну скромница! Мы не могли опомниться. - Почему Наде не понравился подарок друзей? - С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке? - Как друзья отреагировали на заявление Нади? (Оскорбились, обиделись.) - Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как ее можно назвать? (Невежливой, невоспитанной.) Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать свое неудовольствие. - Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведете время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем. В свободное время воспитатель организует игру «День рождения». Не завидуй другому (6-7 лет) Цель: воспитание отрицательного отношения к зависти В ходе беседы воспитатель стремится объяснить детям, что нельзя обижаться и злиться на друга, если у него что-то получается лучше; что нельзя подвергать друга опасности. Воспитатель рассказывает детям: Костя и Толик дружили с трех лет, с тех пор как пришли в детский сад. Они вместе строили из деревянного конструктора разные дома, башни, замки. Однажды Костя позвал друга в гости. Толик принес новый металлический конструктор, который недавно получил в подарок. Рассмотрев рисунки моделей, друзья решили строить самолеты. У Толика работа спорилась, самолет получался такой же, как на рисунке. Скоро он был готов. А у Кости дело не ладилось, он сердился, разбирал и снова начинал собирать модель. Наконец, он заявил, что ему надоело строить какой-то непонятный самолет. Толик хотел помочь, но друг сердито отказался. «Давай лучше проверять смелость», — предложил Костя. Толик отказался: «После болезни врач запретил мне бегать и прыгать. Я маме обещал». Толик был небольшого роста, худенький. Особенно это бросалось в глаза, когда он находился рядом с Костей, загорелым крепышом. Костя засмеялся: «Подумаешь, нельзя!» Было еще тепло. Костя открыл окно, сел на подоконник и свесил ноги на улицу: «Лезь сюда, садись, как я». Толик боялся. После болезни у него все еще кружилась голова. «Значит, тебе слабо. Эх ты, трусишка!» - насмехался Костя. Толик не выдержал обвинений в трусости и устроился на подоконнике рядом с Костей. Так они молча сидели некоторое время. Вдруг внизу раздался кошачий вопль. Толик невольно наклонился посмотреть, голова у него закружилась, и он полетел вниз. Внизу под окном (это был второй этаж) дворник свалил землю для посадок, а сверху прикрыл ее огромной кучей листвы. В эту кучу и упал Толик. Это его спасло. - Почему Костя заставлял Толика «проверять смелость»? (Он завидовал другу, который умел строить самолеты.) - Кто виноват в падении Толика? - А Толик виноват в том, что позволил втянуть себя в глупую и опасную историю? - Как называется чувство, вызванное успехом другого? (Зависть.) Это плохое чувство? - Вспомните сказки, в которых завистливые люди попадают в беду. С чего начинается дружба (6-7 лет) Цель: формирование понимания детей о пользе внимания, приветливости и взаимопомощи по отношению к друзьям Педагог объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям: Наступило лето. Все разъехались. Однажды я вышел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: «Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: «Здравствуй». Девочка продолжала улыбаться. «Давайте вместе играть», - предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика - Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело. Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон. Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку. Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось, на всю жизнь. - Что помогло детям подружиться? - Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями. Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т.д. - А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей? Воспитатель знакомит детей с переживаниями крокодила Гены (Э. Успенский «Гена и его друзья»), В одном городе «...жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке... крокодилом. Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартирку. Дома он читал газеты, весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень грустно. „А почему я все время один? — подумал он. — Мне надо обязательно завести себе друзей“. И, взяв карандаш, он написал такое объявление: „Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей'1. Скоро к нему позвонила девочка Галя, потом Чебурашка. Они стали дружить втроем: каждый вечер играли в крестики-нолики. А когда заболела Галя, Гена и Чебурашка навещали ее, и ей не было скучно. А крокодил Гена сыграл в театре вместо Гали в спектакле Красную Шапочку. Дети-зрители были удивлены и очень довольны, долго хлопали и просили повторить. Так друзья помогали друг другу. По объявлению приходило много желающих найти друзей. Тогда было решено построить Дом дружбы для всех». - Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем - нибудь? - Как Гена нашел друзей? - Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа? (Нужно помогать друг другу.) - А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы. По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы. 14 декабря 2016 в 21:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.